Броулинг – один из старейших стилей профессионального рестлинга. Он отличается повышенным уровнем реализма на ринге, но это далеко не единственная черта, раскрывающая термин в правильном свете. Броулинг уникален в первую очередь тем, что в большинстве случаев он тесно связан с персонажем рестлера, его характером и мотивацией. Неповторимая аура мужицких разборок в центре ринга делает сей стиль популярным даже в наше время, когда во всю царствуют спотфесты и эпик-рестлинг, и именно поэтому я хочу рассказать о десятерых людях, которые, по моему мнению, внесли весомый вклад в развитие броулинга, из-за чего он и держится на плаву и в современных реалиях. Приятного ознакомления.
ДИН ЭМБРОУЗ
Начать хотелось бы с одного и из популярнейших приверженцев разбивания лиц в наши дни. Как бы не относились к этому персонажу в коммьюнити – Дин делает довольно большую и качественную работу в выбранном направлении. Размеренный и компактный арсенал, совмещающийся с угрюмым внешним видом и боевым настроем. Актерская игра подчеркивает нужные стороны гиммика, а неопрятная одежда способствует 100%-у погружению в образ.
Проявлять себя как “задира” Эмброуз начал еще в далеких нулевых, когда был известен узкому кругу поклонников под именем Джона Моксли. Харизматичный, обаятельный садюга с большущим, пусть и слегка тривиальным набором приёмов, который сделает из вашего лица фарш и даже глазом не моргнет. Не мудрено, что этот засранец сразу всех подкупил, и даже не выступая в десятке самых мейнстримных промоушенов, обрел бешеную популярность. Перейдя в WWE, а если быть точнее, в тогдашнюю подготовительную площадку FCW, он сразу показал, кто он такой и чего стоит. Матчи против Сета Роллинса в 2011 я до сих пор считаю вышкой как в карьере Дина, так и в карьере Архитектора. Двигаясь все выше по карьерной лестнице, с момента дебюта в основном ростере в составе Щита, вплоть до распада группировки и наших дней, его образ не стоял на месте, он развивался и открывал для нас новые стороны, завоевывая сердца все большего количества поклонников.
Да, имели место быть и стагнации, но стоит понимать, что у WWE не всегда стреляют даже их собственные форматы, которым уделяется особое внимание, а такая экзотика как броулинг и вовсе вынуждена оставаться в сторонке до тех времен, когда сценаристы выйдут из запоя и вспомнят, за что им платят деньги. Но Дин и сам в состоянии удержать к себе интерес, и даже в худшие свои времена он был одним из немногих, кто реально заставлял следить за продуктом. И если раньше и были какие-то вопросы, то после возвращения они полностью улетучились. Подкаченный, дерзкий, молчаливый, он представляет собой классического представителя обсуждаемого здесь и сейчас стиля, которому стоит лишь дождаться сольного пуша, чтобы выстрелить и поставить все возможные коммьюнити на уши.
Порой ловлю себя на мысли, что хочу посмотреть на Моксли внутри других промоушенов с развязанными руками. Меня не покидает ощущение, что куда бы не пошёл этот парень – он обязательно добьется успеха и вылезет на вершину абсолютно любого из ныне существующих промоушенов.
ВАЛЬТЕР
Об этом экземпляре в широких кругах узнали совсем недавно. Ханн долгое время принимал участие в развитии Westside eXtreme Wrestling и вот только в 2017 о нем заговорил мир.
Первое, что бросается в глаза – это фактура. Он высокий, он большой, его лицо суровое и не выражает практически никаких эмоций. Он хладнокровен и эта черта характера помогает ему одерживать верх во многих матчах. Австриец довольно нетипичный броулер, в то время как основная масса обладателей стиля рвут волосы на голове, бьют себя в грудь и сходят с ума даже при виде среднего пальца, этот остается непоколебим при любом раскладе. И в этом есть свой шарм: зачем размениваться на эмоции, если можно показать насколько ты зол делом, пробивая грудную клетку чопом так, что та буквально деформируется на несколько долей секунд?
Впрочем, из-за того, что этот Мужик показывает абсолютно все языком тела, не особо размениваясь на эмоции и всякую подобную штуку, я не вижу его в том же WWE и аналогичных промоушенах. Вальтер должен войти в истории как элегантный надиратель задниц, и японская индустрия подойдет для этого как нельзя кстати. И это далеко не мое внутреннее желание запихнуть всех хороших рестлеров в NJPW и смотреть стронг-тесты, нет. Просто немецкий рестлинг по своей специфике мало чем отличается от японского, а Вальтер в стенах wXw достиг всего, чего только можно, и показал все, на что был способен, оставив след многими матчами, которые успели стать культовыми (против Секимото, Драгунова и тд.).
Вальтер любитель более олдскульной части своего стиля, и недавний матч против Ишии в RevPro это прекрасно демонстрирует. Вряд ли рестлер успел раскрыть все свои фишки и попробовал все, что хотел попробовать, поэтому я жду много сюрпризов в “большой” лиге и всей душой надеюсь, что исполнитель не затеряется, а продолжит радовать нас своей жестокостью, пробивая даже самых бывалых смарков на мурашки.
СТЭН ХАНСЕН
Когда я вижу Хансена у меня перед глазами всплывает слово ДЯДЬКА. Тот самый дядька в американских фильмах, которого боятся, но в обязательном порядке уважают. Который, сидя за столом на семейном ужине, может позволить себе пошло, и слегка нелепо пошутить, не боясь косых взглядов в свою сторону. Сами члены семьи боятся при этом их оставить, вот как бы я описал этого человека.
Стэну, как и Вальтеру, очень помогла фактура. Он не гигант, он вполне себе нормальных размеров мужик, особо не отличающийся по комплекции от большей части ростера AJPW, где рестлер, собственно, и провел большую часть своей карьеры. Но будучи одним из настоящих гениев рестлинга, он научился использовать сильные и слабые стороны своего тела как свое основное преимущество, помогающее ему одержать верх далеко не в самых легких баталиях. Недалеко ушел и образ. Ковбойская шляпа и веревка – перед нами самый настоящий реднек, которого пивом не пои: будет хотеть бить морды и запивать всю эту веселуху кровью так называемых жертв, дабы показать свое превосходство, которое, вплоть до глубокой старости, никто и близко не посмеет оспорить.
Нынче в русском сегменте рестлинга есть печальная тенденция – неусидчивые ребята, под эгидой `у меня есть свое мнение`, пытаются доказать несостоятельность такого приема как лариат, когда тот используется в виде легитимного приема и уж тем более финишера. Слишком просто и якобы не смотрится (безвкусные вариации драйверов, теряющие свою ценность буквально по часам – совсем другое дело). Но людям невдомек, что в исполнении Хансена этот прием, который обыватели не стесняются путать с клоузлайном, был настоящим оружием для убийств, как с виду, так и кейфебно. У рестлера должны быть очень большие яйца, чтобы он посмел вырваться после такого столкновения с рукой деревенщины – это внушает настолько, что ты даже не задумываешься о сложности исполнения и прочей чепухе, которая так резко стала волновать допытчивых фанатов. Жаль, правда, что в конечном итоге эта самая допытчивость проявляется лишь тогда, когда нужно показать свой стойкий характер и принизить один из принципов про-рестлинга, который работал еще до рождения юного критика. А ведь дело не требует никаких усилий – просто найти любой матч дяди Стэна на ютубе и впитывать-впитывать-впитывать…
Кто только не сражался со Стэном, от Кобаши до Мисавы, от Уилльямса до Кавады, и никто, абсолютно никто не пытался хоть столько-то несерьезно к нему отнестись. Попытки были, но они быстро кончались лариатом то в лицо, то в затылок, после чего ликующего Хансена сопровождала его музыкальная тема. Его сила, его воля, его смекалка помогли ему стать одним из самых известных гайдзинов в индустрии, с которым считались даже самые принципиальные японские националисты. Не уважать этого человека невозможно, и достаточно посмотреть лишь один поединок с его участием, чтобы в этом убедиться.
Но одним пуроресу дело не ограничилось, рестлер довольно неплохо проявил себя в WCW и WWF. И пусть особых успехов ему достигнуть не удалось, Стэн стал настоящим примером для подражания, а броулинг поднялся еще выше в глазах обычных зрителей.
АДЖА КОНГ
Да, и представительница прекрасного пола затесалась в этом мужском списочке. Хотя глядя на Конг, на ее лицо, на ее габариты, на ее поведение внутри ринга – слово `прекрасный` лезет одним из последних. И это отнюдь не оскорбление, а самая что ни на есть похвала.
Аджа Конг – это Марк Генри из 2011 года, только чуть талантливее и в более умелых руках руководства, которое знает, как представить монстра в выгодном свете. Дочь Кинг Конга – умелый рестлер, долгое время пребывающий на вершине всего джоши-рестлинга. Она могла все. Показать превосходный классический матч? Пожалуйста. Продемонстрировать умелую и уникальную историю Давида и Голиафа, уже тогда затертую до дыр, с Манами Тойотой? Да без проблем. Побороться в хардкорном матче, уровень жесткости которого доходит до такого предела, что не каждый подготовленный мужчина выдержит? Какие вопросы? Эта женщина любит рестлинг всем сердцем, и то, что она выступает до сих пор, при этом не имея шибко огромной фанатской аудитории (я считаю, что она очень недооценена) – доказывает это лучше всего.
Аджа может показаться неознакомленным с ее рестлингом поклонникам каким-то техничным Кейном или пухлым Броком Леснаром, но монструозность женщины проявляется не в разрушении и физическом превосходстве, а в том, как она ведёт свои матчи. Она доминант, хищник. Любитель помучать соперниц в болевых захватах самого разного сорта. А когда ей это надоедает – она развлекается избиением, нанося жуткие по своему виду удары руками и ногами, заставляя девушек страдать. В этом есть особый шарм, сторителлинг делается таким образом, что оппонентки ложатся костями не как от физического истощения – а как от моральной боли, полученной во время десяти-пятнадцати минут, которые будто бы для них длятся бесконечность. Ощущение полной беспомощности, которое нереально превозмочь, и от которого никуда не деться. И пусть ближе к десятым это все испарилось, и Конг стала обычной крупной женщиной, забавно уничтожающей Ибуши для рекламы – свой яркий след она оставила. Не упомянуть ее я просто не имел права.
ВЭЙДЕР
Покойный Леон Уайт – один из самых интересных рестлеров всех времен, изучение карьеры которого не доставляет ничего, кроме удовольствия, получаемого от процесса.
Большая часть его карьеры проходила в японской среде. Коричневая маска, напоминающая намордник, которым `одаривают` самых опасных догов – это хорошо подчеркивает образ и достаточно пугает, но в Стране Восходящего Солнца он выступал без нее. И был, скажу я вам, не менее страшен. Казалось, сама судьба велела Вэйдеру пополнить ряды броулеров: внешность, габариты, гармоничное сложение тела ну и конечно же твердый характер. Он был жесток, порой даже чересчур, но и сам неоднократно терпел жесткие побои и все ради реализма и зрелищности, которые так почитаются в пуроресу. Инцидент в матче со Стэном Хэнсоном, в ходе которого глаз Уайта вылетел из орбиты и был вставлен назад самим рестлером, после чего поединок успешно продолжился, говорит о Вэйдере все. Даже когда его здоровье под угрозой, и обычная жизнь рискует достаточным образом усложниться – он завершит начатое, и заготовленная заранее программа будет исполнена до малейшей детали, без всяких корректировок.
Как вы успели понять, Леон был тем еще отбитым сукиным сыном, и представлял из себя все, что значится опасности синонимом. Агрессия, доминирование, использование габаритов в свою пользу в виде довольно техничных, как по учебнику, мунсолтов. Он мог заигрываться, издеваться, но практически всегда преследовал одну цель – победить. Но сделать это максимально навредив оппоненту. Никто не был прежним после встречи с ним. Никто не оставался в бодром расположении духа. И в этом есть особая магия, облегчающая просмотр.
Даже после печального вердикта врачей о том, что ему осталось жить всего-навсего два года, он рвался на ринг. Это дело всей его жизни. Возможно, настоящее искусство – показывать себя бунтарским отродьем, не знающим пощады, и при этом быть в жизни миролюбивым человеком, который и мухи не обидит. Но Вэйдер и в самом деле являлся воплощением свободы и вседозволенности, прошедший все круги ада, чтобы заслужить право на такое поведение. Броулинг на ринге, броулинг в душе.
КАТСУЙОРИ ШИБАТА
Ноу-селлинг – неотъемлемая часть японского рестлинга. Для кого-то это может и убивать ауру реализма на ринге, но исполнители имеют полное право действовать так, как пожелают. И неспроста.
Они проводят суровое обучение в додзе, где закаляются похлеще, чем в российских армиях. Постоянные нагрузки, тысячи приседаний в день, минимум полгода в самом настоящем аду без входа и выхода, и после всего этого начинающий рестлер получает шанс. Обучение продолжается, оно не заканчивается никогда, и постепенно молодой лев набирает статус, позволяющий расширять рамки и ковать из себя личность со своими отличительными особенностями. Если рестлер в состоянии терпеть боль и принимать не самые приятные бампы – он имеет полное право создавать видимость, что ему плевать. В этом плане Катсуйори Шибате практически нет равных.
`Рестлер` выпускник додзе NJPW, той самой каторги, которой оно было до известных реформ Танахаши. С самого начала карьеры молодой Катсуйори увлекался шут-рестлингом, и по самому известному его бою ранних времен, с Акиямой в стенах WRESTLE-1, можно сделать положительный вывод о его самоотдаче. Схватка, смахивающая на реальную драку с примесью кэтч-рестлинга – занятное, а главное, сложное зрелище, но Шибата отлично справлялся, его имя стало синонимом к словосочетанию `боевой дух`.
У него была занятная история с Танахаши, имеющая начало с дебютных матчей обоих рестлеров, серия агрессивных боев с Ишии и пусть короткое, но драматическое ответвление с Окадой. И кто знает, что ждало бы Шибату еще, если бы не субдуральная гематома. Это не было ботчем, Катсуйори разбивал голову и раньше. Исполнитель поплатился за свою суровую работу на ринге, но выжил, когда шансы были меньше 20%. В этом и есть прелесть броулинга. Это не наигранный стиль, это фактически образ жизни твоего персонажа, в который, хочешь-не хочешь, тебе приходится вникать. Рестлеры, подобные Шибате, отдают слишком много, и это одна из причин, почему к ноуселлу стоит относиться трепетно.
СТИВ УИЛЬЯМС
`Доктор Смерть` - один из самых успешных гайдзинов японской индустрии. Его работа поражала настолько, что Стива уважали даже самые заядлые националисты, считающие, что пуроресу должно стоять только на жилистых азиатских плечах. Уилльямс из раза в раз доказывал, что может быть куда выносливее, агрессивнее и сильнее самой топовой верхушки своего промоушена и был выдающимся антагонистом в большей части своих противостояний. `Тузом` он не стал, но успех был колоссальным.
Карьера рестлера полна интересных моментов, от альянса с Джонни Эйсом (Джоном Лауринайтисом), топовой команды с Терри Горди, до того самого знаменитого тайтл-рейна с Тройной Короной, считающегося одним из самых увлекательнейших среди `чужеземцев`. Стив вел довольно жестокую борьбу на ринге, не такую, как Вэйдер и Хансен, но оппонентам уж точно не хотелось завидовать. Лично я считаю Уилльямса лучшим рестлером в одном конкретном аспекте: он умеет подавать свой финишер. Любой выход на смертоносный бэкдроп сопровождался воодушевленным криком толпы, которая с нетерпением ждет убийство с приземлением на шею. Он не перебарщивал, и в основном тизерил проведение вплоть до удачной попытки не больше двух раз. Броулеры – уверенные ребята, не спешат заканчивать, пока здорово не отделают жертву.
`Доктор Смерть` умер 29 декабря 2010 года от рака горла, который, после длительного лечения в прошлом, вернулся. Незадолго до смерти Стив устроил прощальный забег на независимой сцене, зная, что скоро умрет. Но его наследие вечно, а матч против Кобаши с титулом Тройной Короны на кону я и вовсе считаю лучшим поединком в классическом пуроресу.
СТИВ ОСТИН
Не самый лучший представитель стиля как собственно исполнитель на ринге, но наиболее ценный как персонаж, который лучше всего передал дух бунтарства на экранах, породив своим образом массу культовых сюжетов и легендарных матчей.
Не для кого не секрет, что из-за досадной травмы шеи, полученной во время неудачного пайлдрайвера от Оузна Харта, ему пришлось перестроить свой стиль и стать куда менее активным и более осторожным. По сути все, что осталось тогда у Остина – это панчи и классические базовые приемы. Но вместе с харизмой, умением вести матч, заряжать толпу, и подавать себя каждым жестом, каждым движением, это породило что-то необычное, нестандартно гениальное, что притягивает тебя к экрану и заставляет без вопросов следить за происходящим.
Рестлер не должен, а главное – рестлер НЕ обязан делать все, что только возможно, на потеху привередливой публике, чтобы считаться хорошим исполнителем. Остин ограничен, Остин малоподвижен, но он освоил технику броулинга и внес в нее свои новшества, что и помогло ему запомниться дюжиной великолепных матчей с Бретом Хартом, Роком, Игроком, Крисом Бэнуа и многими другими. Стив – добротный рестлер, что бы кто не говорил.
И что немаловажно: Стон Колд чуть ли не единственный вариант бойца, при котором сюжет с руководством смотрится логично и интересно. Ему плевать на правила, он срал на то, что диктует верхушка, он бунтарь и нонконформист, и стремление избавиться от этого человека, или переманить на свою сторону, чтобы тот действовал в их интересах – полностью оправдано и не нуждается в доходчиво разъяснении.
Как я уже сказал – далеко не самый лучший на ринге, но однозначно наиболее яркий броулер, с гиммиком которого этот стиль и ассоциируется в массах.
ТОМОХИРО ИШИИ
Четырехкратный победитель в номинации `лучший броулер`, обладатель пяти пятизвездочных матчей и человек, который без промо может сказать больше, чем самый матерый оратор.
Каменный Питбуль не просто так считается самым топовым представителем стиля современности. Он берет абсолютно стандартные силовые приемы, дополняет их ударной техникой (чопы, хэдбаты), удачно сопоставляет со сторителлингом, добивает зрителя коронным ноуселлом в самые напряженные моменты матча, которые становятся поворотными, и делает шедевры. Одни за одним. Начиная с 2013 года (время, когда Ишии впервые дали шанс проявить себя в соло после 8 лет пребывания в компании), этот мужик крал каждое второе шоу, в котором принимал участие с одиночным матчем в карде. Будь-то хоть лоу-кардер Хонма, будь-то, мягко говоря, посредственный Юджиро Такахаши. Томохиро на ринге – зритель в экстазе от суровой драки и плавного экшна, нарастающего без мелких шероховатостей. И пусть промоушен к тому времени отмылся от однообразного Стронг-Стайла, матчи Ишии стали глотком свежего воздуха. Умение подать жесткий стиль на современный манер делает его гением, и мало кто из уважающих специфику пуроресу может с этим поспорить.
Несмотря на феноменальные способности и явный талант, рестлер не держал ничего кроме третьестепенного одиночного чемпионства. Он дважды претендовал на главный титул (примечательно, что столько же тайтл-шотов было и у Роудса, у которого и близко нет такого вклада в культуру), но так и не сумел одержать верх. Андердог, судя по всему, еще долго будет оставаться андердогом. Что, конечно, не мешает фанатам наслаждаться каждый раз, когда Питбуль, уверенной походкой, не отвлекаясь на такую мелочь как зрители, поднимается к рингу.
БРУЗЕР БРОДИ
Ну и хотелось бы завершить статью зтим человеком.
Награда от WON самому техничному рестлеру имеет название `Премия имени Браяна Дэниелсона`, что в какой-то мере является поощрением заслуг человека в его стези рестлинга. Браян, не являясь мастером чейна на уровне Квакенбуша и Сэйнта, сумел популяризировать его до фантастического уровня, фанаты буквально умоляли его провести чинлок, и это было далеко не на уровне шутки. У броулинга тоже есть свое лицо, имя которого – Брузер Броди.
Один из самых успешных рестлеров 80х годов, матчи которого лучше всего раскрывают суть стиля. Жестокость, безжалостные болевые, доведение оппонентов до изнеможения и наполнение их страхом. Гудиш не стеснялся блейдов и довольно часто использовал их для украшения общей картины: зверства в чистом виде, которое воспринять как реальный матч раз плюнуть. Украшало все это дело внешний вид Фрэнка: большой волосатый мужчина с густой бородой, убийца во плоти, удивляющий зрителя, а порой и собственных противников неожиданными выходками. Может порой он и переходил грань, но его сложно за это винить. Он проникался в образ и однозначно поимел успех.
Чаще всего выступал в NWA и AJPW. И пусть большинство своих чемпионств он выиграл на территории Штатов, его забег в Японии также сопровождался интересными событиями. Там он, в команде со Стэном Хансеном, например, заработал в копилку промоушена один из пятизвездочных таг-тим матчей, противостояв Дори и Терри Фанку.
К сожалению, карьера рестлера не продлилась долго и умер он не от старости в постели рядом с любящей семьей. 16 июля 1988 между Броди и Хосе Гонзалесом (рестлер и букер) случился конфликт, который вылился в кровавую драку. Никаких детальных подробностей неизвестно, свидетелей не было, Тони Атлас увидел его в душе, изогнутого и держащегося за живот, в то время как Гонзалес держал в руке нож. Из-за повышенного трафика на дороге и заполненной арены, медики смогли появиться только через час. Чуть позже он скончался от колотых ран. Гонзалес заявил о самообороне, а так как никто не видел, что произошло на самом деле, Хосе был оправдан.
Как бы там ни было, несмотря на образ сумасшедшего, нестабильного и жестокого ублюдка, Гудиш был хорошим человеком и примерным семьянином, который четко расставлял границы между гиммиком и собственным Я. Его можно считать отцом-основателем броулинга, который одновременно и дал толчок этому стилю. Возможно, если бы не он, мы бы никогда не увидели Ишии, Хансена, Остина и прочих подобных ребят, от действий которых срывает голову. Я не особо хорошо знаком с его карьерой, но уверен: он заслуживает того, чтобы его помнили.